Добавить в избранное
Вонг Кар-Вай

Эрос - рецензии

Рецензия Александра Фельдмана

Казалось бы, на первый взгляд у трех новелл прославленных режиссеров нет ничего общего, за исключением коллективного названия, что в принципе неудивительно: они творили отдельно друг от друга, более того находясь в разных частях света, так что каждая из сюжетных линий будто бы располагается в собственной системе жизненных координат. И вправду: если Микеланджело Антониони в своем коротком метре «Опасная связь вещей» рассматривает персонажей скорее как подопытных кроликов, которые по воле режиссера мирятся и ссорятся, занимаются любовью и кружатся под музыку моря на фоне незабываемых итальянских пейзажей, сопровождаемые медлительностью смакующей подробности камеры и сверхдлинными по сегодняшним меркам кадрами, то Стивен Содерберг заставляет вспомнить об ироничном отношении к окружающему миру, сильно напоминающем то, чем прославились «Кофе и сигареты» Джима Джармуша: большая часть его работы выполнена в черно-белом цвете и состоит в основном из диалога необычных психоаналитика и пациента (эту роль исполнил Роберт Дауни-мл.); в то время как Вонг Кар-Вай представил публике душещипательную историю о неразделенной любви портного к куртизанке, которая неуловимо напоминает «Даму с камелиями» Александра Дюма-сына.

На самом же деле, если вдуматься, то картина «Эрос» представляет собой как бы срез трех культур и трех представлении о самом понятии, вынесенном в заголовок: если европеец видит Эрос в неком подобии мифологического единения человека с природой, бессмысленным с точки зрения логики, но чувственным и необходимым с точки зрения традиционного существования, то для американца эротические сны — уже повод обратиться за консультацией специалиста, так как являют собой безусловное отклонение от нормы, мешающее течению нормальной жизни. Третий взгляд, восточный, говорит нам о том, что эротика — прежде всего сосредоточена внутри нас в душе, и мысли человека всегда прекраснее действительности его ожидающей, что, впрочем, порождает нерешительность и закрепощенность желаний, однако сдерживаемые, молчаливые чувства не менее благородны, прекрасны и эротичны, чем европейское античноподобное бесстыдство. Ни в коем случае не умаляя имен великого Антониони и знаменитого Содерберга, стоит всё же признать новелла Вонга Кар-Вая «Рука» — пожалуй, выглядит посильнее двух предшествующих работ, и после просмотра заставляет мучительно припоминать, а чем собственно были предыдущие отрывки.

Фильм, особенно в части, снятой итальянским режиссером, изобилует откровенными сценами, хотя ничего общего с порнографией заметить в ленте нельзя. Таким образом «Эрос» — зрелище далеко не для всех, но для тех, кто считает себя ценителем всего искусства под названием кино.

Рецензия Марины Гавриловой

Анатомия чувств.

«Эрос» состоит из трех короткометражек, сделанных тремя мастодонтами мирового кинематографа. Между ними на экране возникают анимационные фрагменты, предваряющие следующий эпизод. От легкой полубезумной зарисовки «Опасная связь вещей», через абсурдистское «Равновесие» к пронзительно грустной новелле — «Рука». Казалось бы, совершенно разные по стилю и подходу к анализу эмоций, они объединены общим лейтмотивом чувственности.

Микеланджело Антониони «Опасная связь вещей».
Действие происходит в современной Тоскане. Непрерывно ссорящиеся супруги, прогуливаются по побережью, заходят в прибрежные кафе, и походя выясняют отношения, припоминая друг другу все накопившиеся за долгое время совместной жизни недоразумения. Но, вдруг, молодая и непосредственная девушка слегка вмешивается в ход их истории. Микеланджело Антониони, (творивший в основном в 60-е и 70-е годы прошедшего века), — живой классик мирового кинематографа. Последняя его картина, получившая признание широкой публики, — «За облаками» 1995 года, после этого он снимал документальные фильмы или давал интервью. И вот на 92-ом году жизни, он снимает «Опасную связь вещей», — пусть небольшую, но запоминающуюся и на загляденье выверенную картину.

Стивен Соденберг «Равновесие».
Действие происходит в Нью-Йорке в 1955 году. Перед нами образчик чисто американского взгляда на время и вещи. Середина 20-го века с точки зрения Соденберга, была полна разнообразных прибамбасов и нововведений, как то: будильники с функцией ожидания, платья в горох, приемы у психоаналитика на Фрейдовский манер (когда пациент лежит на кровати, а врач находится у него за спиной), рекламные агенты, занимающиеся непонятно чем и т.д.… Эта короткометражка, гармонично расположенная в середине фильма, разряжает атмосферу, являясь, по сути своей, скорее карикатурой, чем сколько-нибудь пафосным высказыванием. Из объектов любви, здесь возникает лишь смутный образ девушки-мечты, которая грезится нашему герою – рекламному агенту. Когда у Соденберга брали интервью и пытались вызнать те причины, по которым он стал участвовать в этом проекте, он честно и открыто заявил: «Я хотел, чтобы мое имя стояло на постере рядом с именем Микеланджело Антониони.»

Вонг Кар Вай «Рука».
Действие происходит в Гонконге в 1963 году, на этот раз чувственная драма разыгрывается между портным и одной из его клиенток. Стиль Кар Вая, — ни с чем не спутать: всё те же подворотни Гонконга, всё те же мелодичные бедра, затянутых в шелка китайских женщин. Но продолжительность короткометражки (39 минут), не позволяет ему впасть в задумчивую меланхолию, как это происходит в фильмах «Любовное настроение» или «2046». Благодаря формату, Кар Вай делает картину в новом, гораздо более динамичном ритме. Трагедия, по протяженности занимающая десять лет из жизни героев в сокращенном варианте становится логичным и понятным сюжетом. Лента была снята во время эпидемии атипичной пневмонии, так что тема экстремальности прикосновений – не просто художественный прием.



Источник: www.kino.ru
   
© 2007