Добавить в избранное
Вонг Кар-Вай

В поисках счастья...

Проблема о том, что первично – форма или содержание, занимала не один человеческий ум еще с древности. Однако на протяжении всего своего развития философы дать четкий ответ на этот вопрос так и не смогли, и каждый решил его по-своему; особенно хорошо это заметно на фоне контраста культур – западной и восточной. Вонг Кар-Вай – кинематографист азиатский, а восток, как известно, дело тонкое. Так что и работы у режиссера такие же – тонкие и чувственные, зачастую бессюжетные, но атмосферные и этические. Фильм «Падшие Ангелы» – вовсе не исключение из послужного списка Кар-Вая, а лишнее подтверждение специфичности и уникальности полярной культуры.

Пожалуй, одной из самых сложных задач при характеристике этого фильма является описание сюжетной канвы. И вовсе не потому, что она полна хитросплетений и загадок, а потому, что она попросту отсутствует: для Кар-Вая главное – не форма, в которую облачено содержание, а само содержание как непосредственная цель: режиссер до конца верен идеалистическим традициям восточной культуры, полной всевозможных загадок и таинств. Тем не менее, даже философичность «Падших ангелов» не лежит на поверхности, не сообщается прямым текстом, устами персонажей – она сигаретным дымом пронизывает все иррациональное пространство фильма и с трудом поддается разумному выверению из общей канвы повествования; «Падшие Ангелы» – одно из тех творений, которые нужно не понимать, а чувствовать.

Так о чем же снял свой фильм Вонг Кар-Вай? Пожалуй, единственный правильный ответ на этот вопрос будет коротким: он снял его о людях. Самых обычных и заурядных, но именно за это, несмотря на кажущуюся беспристрастность камеры, так любимых режиссером. Герои Кар-Вая – со своими странностями, заботами, проблемами. Они отрешены от социальной реальности и пребывают в своем изолированном мире, полном личных иллюзий и нереализованных надежд. Однако, в противовес другим действующим лицам фильма, вроде бывшего школьного товарища главного героя, являющимся представителями массового общества, они – живые; только лишь потому, что желают вырваться из тотального потока бессмысленного движения неизвестно куда и неизвестно зачем, которое на самом деле оказывается не более чем жалким эрзацем жизни. Персонажи «Падших Ангелов» всеми силами пытаются ухватиться за подлинное бытие, зафиксировать его счастливые моменты в своем сознании самыми доступными способами, будь то объектив видеокамеры, бесконечное хождение по улицам ночного города или неадекватное на первый взгляд поведение.

В «Падших Ангелах» очень четко звучит тема некоммуникабельности, мотивы одиночества и его переживания; интонация Кар-Вая, посредством которой он расставляет акценты, медитативна и самопогруженна, лишена ложной эстетики. Благодаря внешне сухим и на первый взгляд однообразным, но внутренне содержательным кадрам, режиссер рисует портреты азиатского мегаполиса во всем его проявлении. Ночь, улица, фонарь — нет лишь аптеки. Но есть Падшие Ангелы, которые в свете магазинных витрин вновь и вновь, несмотря на все превратности судьбы, с тайной надеждой в душе выходят на проспекты города в безуспешных поисках взаимопонимания, счастья и любви; именно такова жизнь, — говорит режиссер, — с этим ничего не поделаешь. Тем не менее, Кар-Вай не впадает в ярковыраженный пессимизм; сквозь шум автомобилей и тишину ночи доносится его умиротворяющий голос, который тихо шепчет зрителю: смысл – в самом поиске.

Однако, при всей неоднозначности, «Падшие Ангелы» обладают одним очень существенным недостатком: снимая атмосферное кино, Кар-Вай так и не смог оказать на зрителя эмоциональное воздействие. Даже после финальных титров трагедия главных героев, несмотря на всю экзистенциальную значимость, кажется неизмеримо далекой. Нет сопереживания, сочувствия, эмпатии – всех тех незаменимых атрибутов, которые должны сопровождать бессюжетное кино. Кому-то что-то западет в душу, кому-то – не западет; в любом случае, жизнь после просмотра изменится вряд ли, а послевкусие от фильма будет довольно субъективным по содержанию.



Источник: www.kinomaniac.ru
   
© 2007