Добавить в избранное
Вонг Кар-Вай

Анатомия катастрофы

Канну не повезло: многие его фавориты не успели закончить картины к началу фестиваля и теперь обычные каннские козыри — братья Коэны, Вонг Кар-вай, Тарантино, Кустурица, Кэмпион, Олтман, Ангелопулос — скорее всего перейдут к юбилейному Венецианскому фестивалю, который откроется 26 августа.

Впрочем, это тоже еще не факт. Директор Венецианского фестиваля Мориц Де Хадельн пока сомневается в свалившейся на него удаче. Вонг Кар-вай приостановил работу над фильмом "2046" — из-за угрозы атипичной пневмонии боится ехать на съемки в Шанхай. Коэны затеяли пересъемки главных эпизодов "Нетерпимой жестокости". "То, что картины не закончены к Канну, не означает, что их закончат к Венеции", — пожаловался Де Хадельн.

Заполняя пустоты, Канн впустил в конкурс фильмы совсем слабые — наподобие комедии Пупи Авати "Сердце не с тобой" (Италия) о 35-летнем профессоре, который отчего-то робеет перед женщинами, приехал в провинцию, чтоб не так страшно, и полюбил лучшую в мире. Правда, слепую. Не путать с "Огнями большого города" Чаплина.

Впрочем, старт конкурса был очень приличным. И он подтвердил умение Канна акцентировать свои тематические приоритеты: вышли сразу две картины о гуманитарных катастрофах, вызванных войнами. Француз Андрэ Тешэн показал "Бездомных" — очень хорошо снятый и сыгранный рассказ о матери-одиночке с двумя детьми (Эмманюэль Беар), которая под бомбежками фашистской авиации вместе с потоками беженцев едет в никуда. Но машина сгорела и все трое бегут куда глаза глядят, их опекает случайно встреченный 17-летний Иван. Большая часть действия происходит вдали от боев: в глубине леса, в брошенном хозяевами доме, где беженцы нашли пристанище. Главный интерес — в интригующем и непредсказуемом развитии отношений между героями: как трудно устанавливаются робкие связи и как легко обрушивается непрочная стабильность бездомной жизни. Картина традиционна по языку и на приз вряд ли претендует, но смотреть ее наслаждение.

Несомненным претендентом на один из призов станет иранский фильм Самиры Махмальбаф с названием из Гарсиа Лорки — "В пять часов пополудни". Он тоже о беженцах, которые после падения Талибана вернулись в Афганистан, найдя там разрушенные дома, голод и хаос. Это некий новый неореализм: в кадре только непрофессиональные актеры, но каждый кадр оператора Эбрахима Хафори — живописный шедевр. Сюжет прост и парадоксален: афганским женщинам объявлено право учиться и работать, и вот одна уже мечтает стать президентом страны и живо интересуется механикой демократических выборов.
Надо сказать, мы еще не видели масштабное гуманитарное бедствие, показанное вот так без пафоса, подробно и бесстрашно. Люди живут вповалку, в повозках, в руинах, в гниющих фюзеляжах сбитых самолетов, среди щебня и тлена. Голод, жажда и смерть стали буднями, и оператор не отворачивает камеру, если на наших глазах умирает истощенная лошадь или угасает рахитичный ребенок. По страшной рутинности эти картины можно было бы сопоставить с кадрами, снятыми в блокадном Ленинграде, если бы не их эпическая, античная красота, проходящая трагическим лейтмотивом через всю картину.

Франсуа Озон показал долгожданный "Бассейн" с Шарлоттой Рэмплинг в роли английской романистки, которая едет во Францию писать книгу. Буколику райского уголка нарушает дочка хозяина дома — ее издателя. Сюжет в пересказе прост и вульгарен: две бабы не поделили одного мужика, отчего он сильно пострадал. В воплощении же — полон чудных психологических деталей, на которые Рэмплинг такая мастерица. Мироощущение для Озона традиционно: для него мир делится не на плохих и хороших, а на женщин и мужчин. Первые всегда стервы, готовы объединиться в любом черном деле, и креста на них нет в буквальном смысле слова (Озон в фильме много играет с распятием, перемещая его со стенки в ящик и обратно). Он уже раздел (фигурально) команду актрис в "8 женщинах" и теперь окончательно ставит на них крест. С улыбкой и очень мило. Он даже говорит, что с актрисами ему работается лучше — они умны и все понимают. Приз ему, по-моему, тоже обеспечен — Канн любит чтоб погорячее.



Источник: www.film.ru
   
© 2007