Добавить в избранное
Вонг Кар-Вай

"Хищник "Евгений Мамут

Евгений Мамут: В середине восьмидесятых при демонстрации любительского мультфильма «Носорог» в Харьковском Киноклубе в титрах была вырезаны имя и фамилия Евгения Мамута как врага народа — предателя, сбежавшего в США. По иронии судьбы в те годы он работал в Голливуде над проектом, который его прославил и за который он получил «Оскар». Над фильмом с «предательским» для совкового уха названием «Predator» — «Хищник». Мастер по киноспецэффектам. Приз Американской киноакадемии «Оскар» (1987) за фильм «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером. Работал в США над лентами «Голубая лагуна», «Грязные танцы», «Зелиг», «Судья Дред», «Звездный десант», «Куда заводят мечты», «Матрица» («буллит-эффект» — эффект замедленной пули) и др. 1942 года рождения, ученик школ №95, №48, №9. Техник-электрик, токарь 4 разряда. Диплом инженера-электрика ХПИ. Серебряная Медаль ВДНХ за действующую модель электростанции с управляемыми предохранителями.


Евгению Мамуту недавно исполнилось 65 лет. Он всегда говорил, что никогда и никуда не уедет. Но тогда, в конце семидесятых, в Штаты эмигрировали все его близкие. Он очень переживал, как будет жить без родного города, друзей, бардовских песен у костра под гитару. Но оказалось, что в Америке песен, фильмов, книг и людей из Союза хватает с головой. Мамут в своей жизни никогда не работал, а игрался. И в Харькове, и в Америке. В Харькове, на студии родного ХПИ и любительской киностудии при Дворце Студентов он научился всему. На профессиональной технике, как нигде в СССР, да и, как оказалось, в мире, делались научные, учебные и экспериментальные фильмы. Например, первый стереоскопический мультфильм «Ванька-встанька» со стереоэффектом на экране телевизора. Представьте, 1973 год и… 3D. Мамут со товарищи на «ХПИ-фильме» придумал гениальный по своей простоте метод создания хроники.

Однажды на киностудии делали фильм к очередному юбилею ХПИ, но старой кинохроники о первых годах вуза, конечно же, не было. Тогда в костюмерке Дворца Студентов и ТЮЗе взяли гимнастерки, кожанки, блузы, фуражки и косынки, обрядили студентов, сняли их ускоренно на черно-белую пленку возле старых корпусов. Сделали пару контрастных копий с негатива на позитив и обратно, захватали руками, потоптались ногами, склеили пленку в кольцо и тысячу раз прогнали через проектор, чтобы добиться царапин. Вышло на «Ура!». Позже в Америке этот метод Мамут применил на фильме Вуди Алена «Зелиг». Главные герои в нем органично вживлены, впечатаны в Нью-Йорк двадцатых годов. До сих пор непонятно, как это удалось, почему не видно «швов». На студии ХПИ он пришел к созданию первого в СССР компьютерного мультфильма. Когда оказался в Америке, решил пройтись по студиям — в 1977 году в Америке Мамут попал в самое начало эры компьютерных спецэффектов.


Да, не будем греха таить, пришлось Жене- Юджину Мамуту в Америке и орудовать шваброй, и работать «клинером» пленки, затем оператором комбинированных съемок на трюкмашине. Стал работать с камерой, но чуть ли не каждый день доставал хозяина предложениями типа: давайте сделаем иначе, пойдем на эксперимент, есть идея. В конце концов Мамуту разрешили в выходные делать что угодно. Тогда он впервые узнал, что такое «сканер-эффект». И однажды додумался до «эластик-эффекта». Снял в рекламе обычную новенькую машину «Рено»: вот она едет, поворачивает и вдруг… растягивается на повороте. Причем только «Рено» — все остальное остается цело. Как это было достигнуто без всякой компьютерной графики? При помощи 1200 полосок-«масок», которые в нужное время по очереди перекрывали кадр. Слава Богу, трюкмашина не подвела. Теперь этот «аппарат», как динозавр, выставлен в Нью-Йорке в киномузее. На ней Мамут чудеса творил: ведь одновременно могли идти восемь пленок. Наплывы, переплывы — как, например, в начале «Грязных танцев». Но Оскара он получил за «Хищника».

Кинокомпания «20 век Фокс» обратилась на студию с расплывчатым предложением сделать героя, который, «когда движется — виден, а когда не движется — нет». Мамут засел за расчеты, эксперименты. Получился тот же «эластик-эффект»… Кроме «Оскара», он получил CLIO AWARD за рекламу часов «Timex», создал «The War in Vietnam» — интерактивный каталог всех карт, людей, действий, всех статей газет, всех роликов новостей за период Вьетнамской войны; «Look What I see» — образовательную программу Metropolitan Museum of Art. Сегодня он живет в курортном Леноксе, штат Массачусетс, где постоянно сотрудничает с находящейся поблизости знаменитой студией «Mass Illusion». В 2002 году Юджин Мамут вместе с супругой графиком Ириной Борисовой открыл «Animagic» — музей анимации, спецэффектов и искусства. Теперь он еще занят разработкой и изготовлением экспонатов для музея, проведением экскурсий, обучением мульлипликации и комбинированным сьемкам.



Источник: www.inform.kharkov.ua
   
© 2007