Добавить в избранное
Вонг Кар-Вай

Председатель любви

Режиссер Вонг Кар-Вай, автор «Любовного настроения» и «2046» станет председателем жюри Каннского кинофестиваля.

Это должно было случиться уже давно: китайское кино становится постепенно мейнстримом, а Кар-Вай – самый изысканный из всех великих китайских режиссеров, которых сейчас довольно много. Такой человек и должен возглавить жюри главного кинофестиваля планеты.

Вонг Кар-Вай уже распространил заявление, полное красивых слов.

У каждого города свой язык. В Каннах это язык мечты. Но очень трудно судить мечту, и особенно сравнивать одну мечту с другой. Есть старая китайская пословица: «Нельзя ждать ветер, но нужно держать окно открытым». Я с радостью разделю мечты величайших талантов современного кинематографа с моими товарищами по жюри. И мы будем держать окна широко открытыми».

У Вонга Кар-Вая давние интимные отношения с Каннским кинофестивалем. Его «открыли» в каннах в 1989 году, когда показали «Пока не высохнут слезы». В 1997 году за фильм «Счастливы вместе» он получил награду как лучший режиссер, а «Любовное настроение» и «2046» наград не получили, хотя были в конкурсе, получили множество похвал от критиков и были очень нежно приняты публикой.

Золотая пальмовая ветвь каннского кинофестиваля остается по-прежнему одной из двух самых главных кинематографических наград, причем вторая, разумеется, «Оскар», при всей предвзятости и однобокости выборки еще на стадии номинирования фильмов.

Но конечно же однобокость и субъективность и Канны не могут обойти стороной. Последние годы, как впрочем и почти всегда, фестиваль сопровождают скандалы, политические и не только. В 2004 году председателем жюри Каннского кинофестиваля был Квентин Тарантино, бывший сиделец в видеопрокате. Он дал Золотую пальмовую ветвь Майклу Муру и его фильму «Фаренгейт 9/11», ленте с украденным названием, не удавшейся политической агитке (фильм, напомним, был снят к выборам для того, чтобы американцы не выбрали Буша-Младшего во второй раз, однако он как раз и победил), самому успешному документальному фильму в истории кинематографа. Приз жюри достался «Олдбою» — жестокому и длинному фильму Пака Чан-Вука о корейском графе Монте-Кристо.

На следующий год президентом жюри Каннского кинофестиваля стал Эмир Кустурица, здоровенный угрюмый серб, снимавший сначала фильмы тяжеловесные и мрачные, а потом в совершенстве овладевший искусством обращать интонацию «смех сквозь слезы» в деньги, мировое признание и славу.

Кустурица начал с заявления о невероятно низком уровне фестиваля, о низком качестве представленных на конкурс фильмов. Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Ребенок» братьев Дарденн. Кустурица заранее предупреждал, что «жюри будет принимать решение, основываясь на влиянии фильма на человеческую душу, а не на кассовых успехах. Кино не параллельно демократии, мы будем основывать решения на консенсусе, но безо всякой демократии». Не то, чтобы решение жюри каннского кинофестиваля обязано резонировать с общественными вкусами, но в общем, не так часто бывает, чтобы главный приз дали фильму неизвестному, нескандальному, лишенному надежды на внятные кассовые сборы, короче говоря, настоящему произведению искусства.
Президент фестиваля Жиль Жакоб сказал о Вонге Кар-Вае самое главное:

«Его фильмы поражают нас пластическим великолепием и ностальгическими любовными эмоциями в великой романтической традиции».

«Великая романтическая традиция»: Кар-Вай консерватор, он снимает кино о роскощных, невероятно красивых женщинах, об их терзаниях и о любви. После радикально-либеральной политики и повышения стандартов киноискусства любовь и мечта внесут приятное разнообразие в каннскую парадигму.


26.01.2006
Источник: www.gazeta.ru

   
© 2007